СПРАВКА о некрополе Благовещенского собора

Похороны внутри храмов были в традициях российской религиозности, особенно в 14-17 вв. Такой привилегии удостаивались храмоздатели, а также лица, пожертвовавшие крупные суммы на храмы и монастыри.  Как известно, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира, московские князья, начиная с Ивана Калиты, а потом цари - в Успенском соборе Московского Кремля, а императоры, начиная с Петра I  - в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Традиционными были и захоронения епархиальных архиереев в кафедральных соборах их епархий. Впрочем, по воле самого архиерея, он мог быть похоронен и в другом месте, так бывало и в Казани. В равной степени почетными были погребения внутри храмов, когда над могилой устанавливалась надгробная плита, так и под алтарями. Выбор места мог определятся и желанием самого завещателя и лицами, которые распоряжались похоронами.

История некрополя Казанского Кафедрального Благовещенского собора насчитывает почти 350 лет.  

Первым здесь был похоронен четвертый казанский владыка Вассиан (ум. 21.5.1575).  Последним - архиепископ Никанор (Каменский), который умер 27 ноября 1910 года, а похороны состоялись 2 ноября. 

Захоронения производились в разных местах:

1) вдоль северной стены главного храма похоронены Вассиан (1575), Матфей (1646), Симон (1649), Корнилий (1656), Иоасаф (1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю.

2) вдоль южной стены главного храма - митрополит Тихон (Во­инов) (1724), архиепископы Павел (Зернов) (1816), Иона (Павинский) (1828), также от трапезной к алтарю.

3) В подвале под главным алтарем, вход в ко­то­рый находится снаружи у главной апсиды - митро­по­литы: Тихон (Хворостинин (1576), Лаврентий (II) (1672), Маркелл (1698). Лаврентий и Маркелл первоначално были похоронены в Борисоглебском приделе Благовещенского собора, митрополит Тихон (Хворостинин) - в Троицкой церкви Троицкого монастыря, стоявшего на месте здания военного училища (ныне трехэтажный корпус дирекции музея-заповедника), после упразднения монастыря и сноса в 1787 году Троицкой церкви его останки тоже были перенесены в Борисоглебский придел. При расширении собора в 1841 году тогдашний Борисоглебский придел был снесен и останки перенесли в специально оборудованную усыпальницу под алтарем. С левой стороны была расположена могила Тихона, справа - - Лаврентия, в середине - Маркелла. Позже в подземной усыпальнице под алтарем были похоронены  архиепископы Афанасий (Соколов) (1866), Вла­димир (Петров) (1897), Дмитрий (Самбикин) (1908), Никанор (Каменский) (1910). В 1896 г. в подвале был освящен придельный храм в честь Всех Святых.

4) В новом Борисоглебском  приделе, построенном в 1841-1843 гг. по проекту Ф.И.Петонди: архиепископы Антоний (Ам­фитеатров) (1879) и Павел (Лебедев) (1892) 

Как видим, в зависимости от разных обстоятельств, архиереев хоронили в разных местах. Вероятнее всего, исполнялось пожелание самого архиерея. Известно, что архиепископ Владимир (Петров), в 1896 году, находясь еще в добром здравии, лично указал место для своей будущей могилы в подземном храме.

В самом соборе сначала могилы располагались вдоль левой (северной) стены, от трапезной  к алтарю., когда места закончились, захоронения стали производиться вдоль левой (южной) стены. Когда и здесь места закончились, стали хоронить в приделе.

В таком же порядке производились захоронения и в подземном склепе.  Надгробные памятники в собре стали устанавливать только в 1840-е гг., когда останки архиереев были перенесены из Борисоглебского придела под алтарь. Они были установлены и на могилах в новом Борисоглебском приделе. Что же касается захоронений в главном храме, то они находились под каменными половыми плитами и не были обозначены. Духовенство и прихожане собора знали, какие ахиереи похоронены у северной стены, а какие у южной, но в начале 20 века уже никто не помнил точных мест погребений. В 1907 году, когда в соборе производился ремонт и вскрывался пол, профессор Казанского университета Александр Иванович Александров (впоследствии епископ Анастасий (Александров), ректор Казанской и Санкт-Петербургской духовных академий), обследовал останки, установил точное место погребений и после окн\ончания ремонта они были обозначены табличками.

Представляется, что при восстановлении надгробных плит  необходимо соблюдать следующие правила:

    1)  Правильно указывать титул архиерея, в нем происходили некоторые изменения.

    2)  Вряд ли следует употреблять в надгробных надписях фамилии и мирские имена архиереев, лучше их назвать в табличках, которые будут расположены в храме отдельно.

    3)  Обязательно надо указывать имена, полученные при пострижении в схиму (вторую ступень монашества), обычно совершавшемся перед смертью.

             БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О АРХИЕРЕЯХ, ПОХОРОНЕННЫХ В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)

Вассиан (мирское имя и фамилия неизвестны, впрочем в 16 веке фамилии были далеко не у всех) (ум.21.5. 1575 года). С 1559 - игумен Костромского Ипатьевского монастыря, с 1571 - архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Архиепископ Казанский и Свияжский с 14 февраля 1575 года. Пробыл в Казани всего 4 недели и умер 21 мая 1575 года.     

Тихон (Хворостинин) (ум. 14.6.1576). С 1572 года игумен Угрешского монастыря под Москвой. С 1573 - игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Архиепископ Казанский и Свияжский с 5 июля 1575 года. 

 Матфей (мирское имя и фамилия неизвестны)(ум.13.1.1646) . С начала 17 века был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. С 7 февраля 1615 года митрополит Казанский и Свияжский.

 Симон (ум. 26.9.1649). Был сербом, в епископы хиротонисан Константинопольским патриархом. В Казани бытовала легенда, вошедшая во всю литературу по истории Казанской епархии, что он был «митрополитом Сербским». Но в литературе, посвященной истории Сербской православной церкви мы его имени не нашли. Кроме того, в 17 веке не было Сербской епархии и звания «митрополита Сербского». Сербия, входившая в состав Османской империи,  делилась на десяток епархий, называвшихся по кафедральным городам и входивших в Константинопольскую церковь. Скорее всего Симон был одним из многих епископов восточных православных церквей, перебравшихся в Россию. С 7 февраля 1649 года - митрополит Казанский и Свияжский.  

 Корнилий (мирское имя и фамилия неизвестны) (ум. 17.8.1656). Был игуменом Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1647-1649 - Московского Богоявленского монастыря. Митрополит Казанский и Свияжский с 13 января 1650 года. очевидно, по его инициативе выходец из Макрьевского Желтоводского монастыря Исайя основал Макарьевскую пустынь. При нем в Казани и уезде была эпидемия чумы, началось почитание Седмиозерной иконы Божьей Матери. 

 Лаврентий (Лаврентий II). (Мирское имя  и фамилия неизвестны) (ум. 11.11.1672). Перед смертью постригся в схиму с именем Левкий. Был в  Новгородском Вяжицком монастыре, при патриархах Иосифе и Никоне был патриаршим иеродьяконом. С 1654 года епископ Тверской, с 1655 - архиепископ. Митрополит Казанский и Свияжский  с 26 июля 1657 года.  По инициативе Лаврентия был сделан список с древней грузинской иконы, находившейся в северном Красногорском монастыре и помещен в Раифском монастыре - сейчас это знаменитая Чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. 

Иоасаф (мирское имя и фамилия неизвестны) (ум. 6.9.1674). Был архимандритом Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря. Митрополит Казанский и Болгарский с 6 сентября 1674 года.

Маркелл (мирское имя и фамилия неизвестны) (ум. 21.8.1698). Был южным славянином, по преданию, служил в Посольском приказе переводчиком. В монашестве был судьей на Патриаршем дворе, с 1679 года был архимандритом Брянского Свенского монастыря. С 1679 епископ Суздальский, с 1680 года митрополит Псковский. Митрополит Казанский и Свияжский с 8 сентября 1690 года.

Тихон (Тимофей Васильевич Воинов), он же Тихон III. (21.2.1655-23.3.1724). Родился в Нижнем Новгороде, в семье купца. Там же постригся в монахи. С 1679 года патриарший иеродьякон, с 1692 года архимандрит Московского Новоспасского монастыря. С 1695 года митрополит Сарский И Подонский, с 25 марта 1699 года - митрополит Казанский и Свияжский.  При Тихоне в Казани в 1723 году была открыта Славяно-латинская школа (с 1732 - духовная семинария).

Павел (Петр Гаврилович Зернов) (1738-14.1.1815). Уроженец Москвы, закончил Московскую духовную академию, постригся в монахи, преподавал в МДА, был ректором семинарии в Троицкой Лавре, Ярославле. С 1778 года епископ Костромской, с 1800 - Тверской, с 1801 - архиепископ. С 18 декабря 1803 года - архиепископ Казанский и Свияжский.  

Иона (Иван Дмитриевич Павинский, по др. данным - Павлинский) (? - 3.2.1828).

Уроженец Карелии, учился в духовных семинариях  в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Священник с 1792 года. В 1797-1802 - в православной миссии в Копенгагене, с 1802 - священник санкт-петербургских рамов, был духовником нескольких членов царствующей семьи. С 1813 - в монашестве, с 1817 года - епископ Орловский, с 1821 года - архиепископ Тверской. С 6 ноября 1826 года - архиепископ Казанский и Свияжский.

Афанасий(Андрей Григорьевич Соколов)(27.6.1801, г. Буй Костромской губернии - 2.1.1868) Кизический монастырь, ныне Казань)

Закончил Санкт-Петербургскую духовную академию(1825), магистр богословия(1826), был ректором Псковской, Харьковской, Черниговской, Тверской, Санкт-Петербургской духовных семинарий(1825-1841), епископ Томский и Енисейский(1841-1853), архиепископ Иркутский и Нерчинский(1853-1856). С 3 ноября 1856 года архиепископ Казанский и Свияжский.  На покое с 9 ноября 1866 года. Умер в Кизическом монастыре в Казани.

Антоний (Яков Гаврилович Амфитеатров)(15.10.1815, Миасс Оренбургской губернии - 8.11.1879, Казань).

Племянник Филарета (Амфитеатрова), казанского архиепископа в 1826-1838 гг. Закончил Киевскую духовную академию(1840), с 1840 в монашестве, доктор богословия(1851),  с 1858 епископ Чигиринский, викарий Харьковской епархии, с 1858 года епископ Смоленский, , с  9 ноября 1867  епископ Казанский и Свияжский, и, с 16 апреля 1868 года архиепископ Казанский и Свияжский . В Казани проявил себя как волевой и образованный церковный деятель, сыграл большую роль в дальнейшем развитии духовной академии, духовного и церковного образования в целом. Был активным миссионером, поддерживал Н.И.Ильминского и его систему, впервые стал широко практиковать рукоположение в священники представителей народов Поволжья, в том числе татар, был одним из инициаторов создания Братства Святителя Гурия(1867). С именем А. Связано оживление монастырской жизни в епархии.  Был известным ученым богословом, его основной труд , докторская диссертация «Догматическое богословие»(1851), многие десятилетия оставалась основой учебных курсов этой дисциплины. В Казани произнес множество проповедей, более 20 из них опубликованы в журнале «Православный собеседник» в 1867-1877.

Павел  (Петр Васильевич Лебедев) (12.12.1827, Весьегонский уезд Тверской губернии -23.2.1892). Закончил Санкт-Петребургскую духовную академию (1853), с 1853 года в монашестве, преподавал с Санкт-петербургской духовной семинарии, с 1857 года инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1861 года ректор Смоленской сминарии, с 1866 - Санкт-Петербургской. С 1868 года епископ Выборсгский, викарий Санкт-Петербургской епархии, с  1871 года - епископ Кишиневский, с 1882 - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. С 29 сентября 1887 года архиепископ Казанский и Свияжский.   

Владимир (Иван Степанович Петров) (28.5.1828, станица Федосеевская, Область Войска Донского-2.9.1897)

Сын казака, перешедшего в духовное сословие. Закончил Донскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия(1853). С 1853 в монашестве. В 1853-1861 -  преподавал в Орловской, Иркутской, Томской духовных семинарий. С 1861 - инспектор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Был инициатором создания и автором проекта устава Православного миссионерского общества.  В 1863-1883 - начальник Алтайской миссии, с 1.3.1880 - в сане епископа.. Перевел на алтайский язык Евангелие, богослужебные книги, составил грамматику и словарь алтайского языка.

С 1883 епископ Томский, с 1886 - Ставропольский, с 1886 - Нижегородский. В 1892-1897 - архиепископ Казанский и Свияжский. На всех должностях уделял большое внимание миссионерской деятельности. В Казани уделял большое внимание развитию духовной академии и духовной семинарии, миссионерских курсов, поддерживал распространение системы Ильминского. Кроме работ по алтайскому языку опубликовал ряд статей по этнографии алтайцев в духовных журналах. Многочисленные неопубликованные материалы В. использовались учеными Казанской духовной академии в трудах по истории алтайцев, калмыков и миссионерской деятельности.

Димитрий(Дмитрий Иванович Самбикин) (3.10.1839, д. Караяшник,  Биричский уезд,  Воронежская губерния - 17.3.1908)

     Закончил Санкт-Петербургскую духовную академию(1865). С 1866 - в Воронежской духовной семинарии,  священник(1867), с 1872 -  ректор Тамбовской духовной семинарии,  в монашестве, архимандрит (1877),  с 1881 - ректор Воронежской семинарии. С 4.1.1887 - епископ  Балтский, викарий Нижегородской Епархии, с 8.1887 - епископ Балтский, викарий Подоллской епархии, с 1891 - епископ Подольский и Браславский, с 1896 - архиепископ Тверской и Кашинский. С 21.5.1905 - архиепископ Казанский и Свияжский.

       Управление Д. Казанской епархией пришлось на время революции 1905-1907, когда волнения затронули и духовенство и духовные учебные заведения. Д. проявил себя как противник жестких репрессий, сторонник решения всех вопросов мирным путем - без массовых исключений учащихся духовных учебных заведений, вовлеченных в студенческое движение. Будучи стойким защитником православия одобрил введение свободы вероисповедания. Пользовался большим уважением духовенства и верующих благодаря мастерству проповедника, безупречной репутации, бессребреничеству,  учености.  

       Основная научная деятельность Д. была посвящена агиографии(дисциплины, изучающей жизнь святых) - его важнейшее сочинение, не потерявшее и сейчас своего научного значения - Месяцеслов русских святых(14 томов, 1893-1903).

       Во всех губерниях, где ему пришлось служить, проявил себя как неутомимый краевед, автор множества работ по местной церковной и гражданской истории. В Казани успел опубликовать около 20 статей в Известиях по Казанской епархии.  По инициативе Д. было создано Казанское церковно- исторческое общество.

     Никанор (Никифор Тимофеевич Каменский) (25.51847 с. Солодовниково Черноярского уезда Астраханской губернии  - 27.11.1910).  Закончил Астраханскую духовную семинарию (1868), был священником, освдовев поступил в Казанскую духовную академию (закончил в 1874).  С 1874 - законоучитель Казанской учительской семинарии (главного учебного заведения системы Ильминского), с 1879 года ректор Казанской духовной семинарии, с 1889 года в монашестве, с с 1891 года епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии.  С 1893 года  епископ Архангельский, с 1896  года - Смоленский с 1899 года - Орловский, с 1902 года - Екатеринбургский,  с 1903 года - Гродненский,  с 1905 года - архиепископ Варшавский. С  5 апреля  1908 года - архиепископ Казанский и Свияжский.  Никанор был самым «казанским» из всех казанских архиереев. Являялсь видным для своего времени ученым, доктором богословия, автором множества работ по экзегетике, он, одновременно, был известным краеведом, исследователем истории церкви в Казанском крае.

 Источники:

Александров А.И. Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский.-Казань, 1897.

Александров А.И. Некрополь Казанского Кафедрального собора.//Известия по Казанской епархии. - 1907. - С. 1309-1317.

Антоний архиепископ Казанский и Свияжский. Некролог//Православный собеседник.. -  1879. -  Ч. 3.- С. 317-393.

Богословский Г.И. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. - Казань, 1892.

Высокопреосвященный Афанасий, архиепископ бывший Казанский и Свияжский. - Казань, 1868.

Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский(1839-1908). - Казань, 1908. 

Высокопреосвященнейший Никанор, архиепископ Казанский и Свияжский. Некролог. - Казань, 1910.

 

Все богослужения...