Главная / Статьи

Мученики Болгарские Феодор и Авраамий

Феодор, Авраамий С иконы правого пристенного киота при входе в Благовещенский Собор, напротив иконы святых мучеников казанских Петра, Иоанна и Стефана, смотрят лики мучеников Болгарских Феодора (слева) и Авраамия (справа).

Феодор Болгарский, Иерусалимлянин

Феодор, философ Болгарский (Камский), в летописи – Феодор Иерусалимлянин (дата рождения неизвестна), богатый купец, торговавший в городах Поволжья, 21 апреля 1323 года вступил в Болгаре, где он находился по торговым делам, в открытый спор о вере с местными мусульманами. Не сумев переубедить его в своей правоте, мусульмане убили купца-проповедника.

Вот что гласит Летописный сборник, именуемый «Патриаршею или Никоновскою летописью»: «Того же лета в Болгарех, иже на Волзе и Каме, замучиша некоего христианина Иерусолимлянина, гостя суща, много богатьства имуще, и много философии изучена, именем Феодора; и пряшеся с ними о вере, они же окаании не стерпеша своего поругания, замучиша его за православную веру христьанскую, месяца Апреля 21 день».

Об этом купце мало что известно. Но прозвище Феодора – Иерусалимлянин – даёт возможность предположить, что он был выходцем из Святой Земли или Византии. Другое прозвище – Философ – свидетельствует, что Феодор был образованным человеком, ревностным христианином, хорошо знавшим Священное Писание.

В том же 1323 году в Твери игуменом Иоанном Цареградцем (судя по всему, также являвшимся выходцем из Византии) мученичество Феодора было увековечено постройкой каменной церкви. «Того же лета совершена бысть и свещена церковь камена во Твери во имя святаго Феодора, юже соверши и украси игумен некий, именем Иван Цареградец» – гласит всё та же «Патриаршея или Никоновская летопись».

Согласно одной из версий, Феодор жил в Твери и сам начал постройку церкви в честь своего святого, законченную уже Иоанном Цареградцем. Феодоровский (Фёдоровский) монастырь, в котором игуменствовал Иоанн Цареградец, «был расположен на островке у впадения речки Тьмаки в Волгу, прямо под стенами тверского кремля», и «строительство каменного храма велось, несомненно, под надзором тверского епископа Варсонофия – ставленника митрополита Петра». При этом отмечается, что: «Второй каменный храм Твери стал памятником всем христианам-мученикам, павшим от рук иноверцев».

Сохранились две рукописи на греческом языке, исполненные в Фёдоровском монастыре. Одна из них, хранящаяся в Ватиканской библиотеке в Риме, согласно записи, выполнена в 1317-1318 г.г. «по поручению и заботами Фомы Сириянина в пределах России в городе, называемом Тверь, в монастыре святых великомучеников Фёдора Тирона и Фёдора Стратилата». И, как отмечают многие историки, Фёдоровский монастырь, возможно, стал культурным центром, служившим проводником философских и художественных идей Византии в Твери.

Но вернёмся к мученической кончине Феодора.

По другой версии, убийство Феодора стало результатом общей политики гонения на христиан, устроенной ханом Золотой Орды Узбеком, принявшим ислам и начавшим насаждать его в качестве государственной религии.

Ободренные этим булгары схватили Феодора и попытались заставить его отречься от Христа. Получив же отказ и встретив отповедь мусульманству, они подвергли его мучениям и убили. Существует предположение, что Феодор совершил этот поступок сознательно. 21 апреля по церковному календарю празднуется память древнего христианского мученика Феодора, «иже в Пергии» и память ещё двух мучеников с тем же именем празднуется накануне: Феодора Трихина 20 апреля, а на следующий день, 22 апреля, Феодора Сикеота. Видимо, именно в день своих именин, подражая первым христианским мученикам, Феодор Иерусалимлянин решил публично исповедать свою веру перед иноверцами, за что и поплатился жизнью.

В 2010 году во время раскопок на Булгарском городище было найдено захоронение человека, являющееся уникальным для этого региона. Уникальность определялась необычным обрядом захоронения: умерший располагался в могиле в сидячем положении, голова находилась в ногах, в руки усопшего был вложен массивный бронзовый крест с втулкой для шеста.

Специальные исследования показали, что скелет принадлежал мужчине зрелого возраста – 35-45 лет, ростом 158-163 см. Узкое невысокое лицо с резко выступающим носом принадлежало к европеоидному типу с чертами средиземноморского типа. Сравнительный анализ черепа с различными этнокультурными группами (представителями разных антропологических типов) показал наибольшую его морфологическую близость к южно-европеоидным популяциям (армяне, жители средневекового Херсонеса и т.д.). По одному из предположений, эти останки принадлежат мученику Феодору, так как ни в одном историческом документе нет никаких указаний на то, что его тело было куда-то перевезено и захоронено, в том числе и в Твери.

*** Память Феодору Болгарскому Иерусалимлянину совершается в день его кончины по юлианскому календарю: 21 апреля (4 мая по новому стилю) в Соборе Казанских святых.

Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец

Сведений о жизни Авраамия Болгарского также сохранилось очень мало. Основные сведения о нём содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском, — Лаврентьевская летопись XIV века, сообщает, что Авраамий Болгарский был «иного языка, не русского». Вероятно, он происходил из волжских булгар, воспитывался в мусульманской среде и первоначально исповедовал ислам. К моменту появления на исторической сцене он уже был богатым и знатным купцом и торговал в городах Поволжья. Под влиянием общения с русскими купцами он принял православие, став активным миссионером. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял крещение. Так он стал христианином и получил новое имя – Авраамий. Его имя до крещения нигде в летописях не упоминается. После крещения святой евангельским словом и христианским образом жизни несёт апостольскую проповедь своему народу. И как до принятия христианства он, мусульманин, сострадал бедствиям и лишениям ближних, так и по принятии спасительной веры Христовой, «стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога на небе и на земли, открывшегося через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов».

В день своей мученической кончины, одушевленный святою ревностью во святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в Великих Булгарах во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлей и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и произносит им проповедь о Христе, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо». В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Они не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа и раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру.

Мусульмане сначала ласково, но настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника, ему стали угрожать отнятием имения. Но Авраамий был непоколебим в своей вере. На угрозы блаженный отвечал, что за Христа он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия всем миром, били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Все попытки заставить его замолчать и отречься от Христа были тщетны. Тогда болгары рассвирепели и, узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, арестовали его и долго томили в темнице, многими мучениями принуждая отречься от новой веры. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, и укрепляемый благодатию Божиею ещё больше утвердился в святой любви к Христу. Тогда, видя его непреклонность, злобные изуверы отвели его за город, и у колодца на берегу Волги снова истязали его, потом повесили вниз головой, а потом отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу. Это случилось 1 апреля 1229 года. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую».

Тело Авраамия Булгарского было погребено русскими купцами (согласно одному из предположений, муромскими) на христианском кладбище в Булгаре. Вскоре, согласно летописному свидетельству, в наказание за кровь мученика Христова город Булгар сгорел. А на месте казни Авраамиям забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.

Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.

Как сообщают исторические источники, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесённые в основанный его матерью, Великой княгиней Марией Шварновой, Владимирский Успенский Княгинин монастырь. Мощи мученика положили в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.

Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей свершилось 9 марта 1230 года. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов. В более поздних источниках указано 9 марта 1231 года (Житие Авраамия Болгарского) или 1229 года (святцы из хранилищ Российской Национальной библиотеки 3-й четверти XVII века).

Время канонизации святого Авраамия Болгарского неизвестно. Вероятно, местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир, тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, считался покровителем немощных младенцев, его вериги возлагали на душевнобольных и многие исцелялись.

Во время татаро-монгольских набегов его мощи были спрятаны в Благовещенском приделе Владимирского Успенского Княгининого монастыря, где и находились до начала XVIII века.

В середине XVII века во Владимире, среди других писаний, посвящённых местным почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого: так, в рукописи XVII-XVIII вв. имеется указание на шесть чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней.

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. Сводный иконописный подлинник XVIII века даёт такое описание мученика Авраамия: «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра».

11 мая 1711 года, в «Неделю о расслабленном», мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым. В этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году, в память второго перенесения мощей, был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие Авраамию Болгарскому.

В 1916 году мощи Авраамия были перенесены в тёплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до наших дней.

В 1919 году мощи святого Авраамия Болгарского подверглись «освидетельствованию».

В 1923 году Княгинин монастырь был закрыт, а мощи переданы в музей.

В 1931 году Ивановский областной музей получил из Владимирского районного отделения ряд «экспонатов», среди которых первым в списке значились мощи мученика Авраамия. В дальнейшем след мощей теряется.

В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно.

Последнее упоминание о них, как «не представляющих исторического значения», встречается в «Акте о вещах, подлежащих исключению из инвентарной книги фонда Суздальского музея» за 1954 год.

Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, и в 1992 году частичка была передана епископу Владимирскому Евлогию.

В 1993 году монастырь был открыт, а 10 апреля того же года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возрождённый монастырь. Крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенёс ковчежец с частицей мощей Авраамия Болгарского в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игуменьи Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе.

Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно: после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

С середины XIX века память святого Авраамия Болгарского стала особо почитаться и в Казани.

В 1873 году по просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я.Г. Амфитеатрова), известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона Авраамия Болгарского с частицей его мощей, помещённая в правом приделе кафедрального Благовещенского собора.

В Казани, как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после которой служился молебен святому с акафистом, икону Авраамия Болгарского вынимали из киота и ставили на аналой. По благословению того же архиепископа Казанского и Свияжского Антония было составлено и издано краткое житие Авраамия Болгарского на чувашском и татарском языках.

В 1899 году было опубликовано распоряжение по Казанской епархии: «Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников её, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев».

Авраамий особо почитается и в селе, ныне городе Болгары, расположенном на месте древнего Булгара.

После завоевания Казанского ханства недалеко от места страданий мученика был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого, над целебным источником, был сооружён колодец, а рядом с ним памятник-часовня в виде четырёхгранного столба, на сторонах которого помещались иконы.

В 1878 году епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал в Болгар икону святого мученика с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Правительствующий Синод разрешил по желанию жителей перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого находились до 1806 года, и поставить её в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 года. На раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В советское время святыни были утеряны, часовня у колодца на месте смерти мученика разрушена, а сам колодец осквернён. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, сберегавшаяся жителями города по домам, которая ныне находится в Свято-Авраамиевском храме города Болгар.

Осенью 1993 года часовня была отстроена заново и освящена, вместе с нею был освящён и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора. При этом на его дне было обнаружено два ключа чистой воды.

Считается, что мученик Авраамий Болгарский обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях (сохранились записи об исцелении больных). Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.

*** Празднование мученику Авраамию совершается:

— 1 апреля по юлианскому календарю — в день кончины (14 апреля по новому стилю);

— 9 марта — в день первого перенесения мощей;

— в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») — в день второго перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Казанских святых.

 

Все богослужения...